Ломаю голову, отыскивая ошибку, и нахожу — да не одну, а несколько. Подвела моя замедленная реакция: я нажимал на спуск не в тот миг, когда изображение было резким, а мгновение спустя. Кроме того, оказалась недостаточной (а попросту — ничтожной) глубина резкости. И наконец, при съемке с рук качающихся травинок оказалось мало даже выдержки в одну сотую секунды. Совсем уж добил меня огрех, который я, и предвидеть не мог. У центра всех негативов было темное пятнышко — блик. Оказывается, внутри моей пятнадцатисантиметровой трубы из переходных колец возникали внутренние отражения света! Тут я понял, как мало знаю и умею, чтобы снимать такую мелочь, как эти левкописы. Надо тренироваться на насекомых покрупнее, и не на таких подвижных. Начать хотя бы с куколок, потом снимать бабочек, сидящих на цветах в безветренную погоду, попробовать счастья с пчелами.
Снимая куколок, я понял, что самым важным было диафрагмирование — чем ближе и крупнее снимаешь, тем сильнее надо диафрагмировать; только при этом условии можно добиться достаточной глубины резкости. Но чем сильнее я диафрагмировал, тем большую выдержку приходилось делать. Когда я перешел к съемке крупных насекомых, мне стало не хватать света. Диафрагмировать нужно было тоже очень сильно, но увеличивать выдержку я уже не мог: пчела или жук очень подвижны. Снимать их приходилось с выдержкой не в одну пятидесятую, а в одну пятисотую долю секунды. Бледноватое ленинградское солнце для таких выдержек было слишком слабым. А в научных и научно-популярных журналах я видел снимки насекомых и охотящихся, и откладывающих яйца, и сидящих на цветах, а иногда и летящих. Я прикидывал — как и какими аппаратами, они могли быть сделаны, стал читать книги по фотографии. И оказалось, что, снимая с трубой в пятнадцать сантиметров, я просто не мог получить по-настоящему удачный снимок — его не дали бы сделать законы оптики! Чтобы добиться хороших результатов, нужно было «вывернуть объектив наизнанку», то есть поставить его на мою трубу задней линзой вперед. Дело в том, что большинство обычных объективов — такие, как «Тессар», «Индустар» и другие, приспособленные для нормальной съемки, — асимметричны, и при съемке с увеличением они как бы начинают разлаживаться, рисуя изображение тем хуже, чем сильнее увеличение. А если их перевернуть с помощью небольшого переходного кольца, они опять начинают работать в привычном для них режиме. Некоторые фирмы даже специально выпускают такие кольца для «выворачивания» своих объективов. Но бывают и специальные объективы для съемки с увеличением — их называют планерами. Конечно, искал я и книги по фотографированию насекомых, но не нашел почти ни одной. Кое-где были сведения о съемке неподвижных яиц, куколок и мертвых насекомых в лаборатории, но аппаратура для такой съемки описывалась громоздкая, сложная, да к тому же и дорогая. А мне нужно было что-то простое и удобное для экспедиций. Жми по ссылке betwinner рабочее зеркало и делай ставки в топовой букмекерке.